Стандарт
Условия использования системы «М-3.1»
Использование Заказчиком системы «М-3.1» содержит ряд ограничений технического характера. Их наличие связано с необходимостью обеспечения целостности данных и логики работы системы.
Система «М-3.1» устанавливается на технические средства Заказчика только квалифицированными специалистами согласно технической документации.
Запрещается:
- Вносить какие-либо изменения (изменение, удаление, добавление) любых объектов БД, находящихся в подсхемах баз данных, созданных Разработчиком, с помощью любых средств прямого доступа.
- Вносить любые изменения в данные, хранящиеся в подсхемах Исполнителя, иначе, чем с помощью исполняемых модулей, поставляемых Исполнителем.
- Трассировка, декомпиляция, изменение кода и замена исполняемых модулей, поставляемых Исполнителем.
- Удаление или изменение привилегий предустановленных средств.
- Установка обновлений системы, как полученных в виде регулярных Сборок или Sub-версий, так и полученных отдельными письмами с официального адреса Исполнителя на Промышленную базу Заказчика без обязательного предварительного тестирования на Тестовой базе Заказчика на данных, приближенных к данным Промышленной базы. При нарушении данного пункта все риски от установки обновления на промышленную базу несет Заказчик.
При работе с системой «М-3.1» Заказчик имеет право на любые действия, не запрещенные данным Стандартом, а также определенные общими стандартами и правилами работы с реляционными базами данных и Авторским правом.
Стандарт
Обновления системы «М-3.1»
Версии Системы «М-3.1» обновляются со следующей периодичностью:
- Один раз в год проводится выпуск новой версии Системы (релиза), включающей в себя комплект изменений за год. Выпуск версии системы сопровождается обновлением комплекта пользовательской документации по всем модулям Системы [1].
- Один раз в квартал проводится выпуск сборки Системы, включающей в себя доработки по всем модулям Системы. Выпуск сборки сопровождается перечнем исправленных ошибок и кратким описанием выполненных доработок. Поскольку сборки содержат доработки по модулям, находящимся в промышленной эксплуатации у Заказчика, а также могут содержать изменения по ключевым компонентам и системной части, сроки выпуска сборок могут быть изменены решением Исполнителя не более, чем на четыре недели с целях обеспечения стабильности обновления. В зависимости от насыщенности и сложности сдаваемых в годовую версию Системы (годовой релиз) обновлений, годовая сборка может объединяться со сборкой 1 квартала решением Исполнителя. Такие решения, принимаемые Исполнителем, доводятся до Заказчика в письменном виде.
- Выпуск sub-версии Системы проводится как правило 2 раза в месяц. В период выпуска квартальных версий и годового релиза Sub-версии не выпускаются. Sub-версии включают в себя исправления ошибок по всем модулям Системы и доработки по модулям, не находящимся в промышленной эксплуатации у Заказчика. Выпуск sub-версии сопровождается перечнем исправленных ошибок и кратким описанием выполненных доработок.
- В случае, если у Заказчика возникла ошибка в модуле, находящемся в опытно- промышленной эксплуатации, со статусом «очень срочно» и статус подтвержден специалистами фирмы-разработчика, проводится выпуск отдельной sub-версии, содержащей исправление конкретной ошибки.
- Установка обновлений системы на базы Заказчика всегда должна проводиться по стандартному регламенту - сначала обновление устанавливается только на тестовую базу Заказчика, желательно максимально приближенную на этот момент к Промышленной базе Заказчика, на ней проводится тестирование заявленных в Отчете к Обновлений изменений системы и проверка работоспособности ключевых для Заказчика контуров системы. Решение об установке обновления на Промышленную базу Заказчика проводится только после благополучного завершения тестирования на Тестовой базе сертифицированными специалистами Заказчика.
Стандарт
Администрирование системы «М-3.1»
Введение
Настоящим стандартом определяется классификация и порядок действий по формированию изменений системы.
Все действия по модификации системы сводятся к трем типовым классам:
- Администрирование
- Доработка
- Изменение функциональности
Администрирование
Под администрированием подразумеваются задачи, которые должны выполняться специалистами Заказчика и не требуют вмешательства со стороны Исполнителя. Критерием администрирования служит отсутствие необходимости внесения изменений Заказчиком в код серверной или клиентской части системы.
К стандартным ситуациям администрирования можно отнести следующие задачи:
- Формирование индивидуального или общедоступного фильтра на регистр данных «М-3.1».
- Формирование индивидуального или общедоступного отчета на регистр данных «М-3.1».
- Изменение расположения визуальных элементов представления данных в представлениях «список».
- Организация рабочих мест, включая настройку разделения доступа.
- Администрирование СУБД Oracle.
- Установка обновлений системы на тестовую базу и на промышленную базу после завершения тестирования обновления на тестовой базе
- Создание псевдополей для представлений системы.
В целях недопущения разрушения целостности базы административный пароль доступа к базе данных системы «М-3.1» выдается после аттестации Исполнителем администратора базы данных Заказчика на право самостоятельной поддержки системы.
Доработка
Под доработкой подразумеваются задачи, не входящие в перечень задач администрирования, которые могут быть выполнены исключительно специалистами разработчика. Доработка системы производится строго в рамках функциональности «М-3.1». Исполнитель принимает к исполнению только те задачи, заявка на которые составлена Заказчиком соответствующим образом через Журнал сообщений.
Предмет доработки может затрагивать вопросы как хранения информации, в целях расширения объявленной логики, так и изменение отображения основной и дополнительной информации, не нарушающих логику работы системы в целом.
Задание (запрос) на доработку должно содержать описание сути задачи и координат ответственного лица Заказчика.
Запросы на доработку передаются Исполнителю через Журнал сообщений с указанием типа изменений «Доработка».
Задания собираются, сортируются и при необходимости агрегируются (одинаковые запросы, пришедшие от разных пользователей) руководителем проекта со стороны Заказчика.
Изменение функциональности
Изменение функциональности в рамках неделимых задач «М-3.1» или добавление новой, отсутствующей в «М-3.1» функциональности, является предметом отдельных соглашений.
Стандарт
Работа с ошибками, выявляемыми при внедрении и эксплуатации «Системы М-3.1»
- Сообщения об ошибках, предложения о доработках и вопросы для консультации принимаются Исполнителем от сертифицированных специалистов компании - Заказчика (далее - Заказчик) только через АРМ «Журнал сообщений» Системы, а в экстренном случае могут быть продублированы через электронный адрес или по телефону.
- Сообщения об ошибках, предложения о доработках и вопросы для консультации принимаются к рассмотрению специалистами Исполнителя только при условии указания номера саба, статуса сообщения и в конце текста сообщения фамилии специалиста, направившего данное сообщение.
- За ответы на сообщения, направленные в адрес Исполнителя без использования средств обработки ошибок, указанных в пункте 1настоящего стандарта, Исполнитель ответственности не несет.
Порядок присвоения статуса сообщениям и сроки обработки сообщений
- Статус присваивается сообщению специалистами Заказчика при отправке через АРМ «Журнал сообщений» в службу поддержки Исполнителя с обязательным указанием значения статуса в тексте сообщения.
- Подтверждение статуса сообщения производится сертифицированными специалистами Исполнителя после его анализа через «Журнал сообщений». В случае разногласия статус определяется при дополнительной переписке (при необходимости, с подключением руководителей внедрения),
- Статус может принимать значения: « Ошибка Очень срочная», «Ошибка Срочная», «Ошибка Обычная», «Доработка», «Консультация».
- В зависимости от статуса сообщения Заказчика определяется срок его подтверждения и сроки работы по сообщению Исполнителем.
-
- Статус «Очень срочно» присваивается критической ошибке «Системы «М-3.1», трактуемой как ЧП, представляющей собой явный устойчивый сбой «Системы «М-3.1», блокирующий возможность работы сотрудников Заказчика с Системой, выявленный в модулях или отдельных автоматизированных рабочих местах Системы, находящихся в промышленной эксплуатации у Заказчика на промышленной базе.
- Срок подтверждения статуса - в течении 4 рабочих часов от момента появления информации о проблеме и предоставления Заказчиком доступа для Исполнителя к той базе, на которой эта проблема проявляется. Если доступ к базе невозможен, то от момента демонстрации этой проблемы на одной из баз Исполнителя сертифицированным специалистом Заказчика. Если доступ к базе невозможен, а на базах Исполнителя сертифицированным специалистам Заказчика ситуацию воспроизвести не удалось - гарантировать соблюдение сроков подтверждения статуса и исправления ошибки не представляется возможным, так как поиск источника проблемы будет проводиться «вслепую», косвенными методами
- Срок исправления — работы по ликвидации ошибки начинаются сразу же после подтверждения статуса ошибки и должны быть выполнены в срок не более 24 часов от момента подтверждения путем поставки Заказчику через FTP-сервер или по электронной почте на официальный адрес Заказчика с официального адреса Исполнителя отдельного обновления.
-
- Статус «Срочно» присваивается ошибкам, которые влекут за собой невозможность работы с отдельными автоматизированными рабочими местами «Системы «М-3.1», выявленными в модулях, находящихся в промышленной или опытно-промышленной эксплуатации, но не создающими ЧП на предприятии
- Срок подтверждения статуса - в течение 1-2рабочих дней от момента появления информации о проблеме и предоставления Заказчиком доступа для Исполнителя к той базе, на которой эта проблема проявляется. Если доступ к базе невозможен, то от момента демонстрации этой проблемы на одной из баз Исполнителя сертифицированным специалистом Заказчика. Если доступ к базе невозможен, а на базах Исполнителя сертифицированным специалистам Заказчика ситуацию воспроизвести не удалось - гарантировать соблюдение сроков подтверждения статуса и исправления ошибки не представляется возможным, так как поиск источника проблемы будет проводиться «вслепую», косвенными методами
- Срок исправления - в ближайшем обновлении «Системы «М-3.1» путем поставки Заказчику через FTP-сервер отдельного обновления, при условии регистрации сообщения об ошибке в «Журнале сообщений» датой не позднее, чем за 5 рабочих дней до выпуска очередного обновления (если исправление ошибки не попадает в ближайшее обновление, а следующего обновления Заказчик ждать не может, возможно, изменение статуса на «очень срочно» по взаимной договоренности через руководителей внедрения с отправкой специального обновления по электронной почте или через FTP).
-
- Статус «Обычная» присваивается ошибке, возникшей в модулях на этапе тестирования на тестовой баpt или на промышленной базе Заказчика в модуле еще не находящемся в промышленной эксплуатации.
- Срок присвоения статуса - в течение 3 рабочих дней от момента появления информации о проблеме и предоставления Заказчиком доступа для Исполнителя к той базе, на которой эта проблема проявляется. Если доступ к базе невозможен, то от момента демонстрации этой проблемы на одной из баз Исполнителя сертифицированным специалистом Заказчика. Если доступ к базе невозможен, а на базах Исполнителя сертифицированным специалистам Заказчика ситуацию воспроизвести не удалось - гарантировать соблюдение сроков подтверждения статуса и исправления ошибки не представляется возможным, так как поиск источника проблемы будет проводиться «вслепую», косвенными методами
- Срок исправления - не более 30 календарных дней для сообщений, не относящихся к темам (доработкам) отдельно оговоренным по срокам передачи в дополнительных соглашениях . Для тех тем (доработок), по которым сроки передачи установлены в дополнительных соглашениях срок исправления регулируется ими. Передача исправления осуществляется путем поставки Заказчику через FTP-сервер обновления в стандартном режиме.
- Статус «Доработка» присваивается сообщению в случае, если запрашиваемая возможность корректной работы не реализована в «Системе «М-3.1» , является ее логичным развитием, не выходит за рамки разумной функциональности поставленных модулей и способ ее реализации не противоречит логике существующих объектов системы. В случае присвоения сообщению статуса «Доработка», она включается в план разработки.
- Срок подтверждения статуса - в течение 3 рабочих дней.
- Срок реализации - при возможности предварительный срок реализации доработки указывается одновременно с присвоением статуса. В общем случае срок реализации доработки определяется совместно Исполнителем и Заказчиком в соответствии с условиями Договора, с включением в ежемесячный перечень доработок.
- Статус «Консультация» присваивается вопросу, возникающему у специалистов Заказчика в процессе тестирования или эксплуатации Системы.
- Срок присвоения статуса - в течение 3 рабочих дней.
- Срок ответа - от 3 рабочих дней в простых случаях, до 14 рабочих дней в случае необходимости создания сложных, примеров для воспроизведения ситуации вопроса.
- Если у специалистов Исполнителя заявленная Заказчиком ошибка не воспроизводится, доступ к базе Заказчика, на которой присутствует эта проблема невозможен, специалисты Заказчика не могут воспроизвести ее на одной из баз Исполнителя , то для анализа ситуации Исполнитель запрашивает у Заказчика дамп базы Заказчика, на которой эта ошибка воспроизводится.
После получения дампа Заказчика, специалисты Исполнителя присваивают статус заявленной ошибки. Рекомендации по исправлению, ситуации либо обновления «Системы «М-3.1» высылаются в срок от 3 до 14 рабочих дней с момента получения дампа Заказчика
Требования к персоналу для осуществления технической поддержки ПК «М-3.1»
1.Архитектор системы – 1
2.Ведущий программист –разработчик - 5
3.Аналитик - 4
[1] 1Исполнитель гарантирует работоспособность годовой версии системы. По мере развития системы и выполнения доработок в сабах и сборках допускается возникновение новых ошибок, которые исправляются по установленной технологии.